Борис Сахаров. Открытие третьего глаза. страница 41

 

заниматься духовными упражнениями: медитацией на грубо-материальном объекте.
Так начинается его практика. Через несколько месяцев этой грубо-материальной медитации (СТХУЛА ДХЬЯНА) приходят первые видения - "необыкновенные вещи", и только Приблизительно через год - видение Учителя. Сперва появляются его лучистые, >всезатмевающие глаза, а после дальнейших упражнений ученик видит Учителя лицом к лицу.
Внимательный и мистически вышколенный читатель заметит в этом проявлении великого космического закона - закон аналогии. Этот важнейший из всех таинственных законов может быть сформулирован так: центры малых кругов вращаются вокруг центра большого круга. Так образуют, например, дни и ночи двух недель, когда луна растет, "светлую" половину месяца ("день луны"), а дни и ночи, когда луна уменьшается, "темную" половину месяца ("ночь луны"). Точно так же образуют 6 месяцев, когда солнце идет на север, "день года", а 6 месяцев, когда солнце идет на юг,- "ночь года". Несколько десятилетий жизни человека также составляют "день", а приблизительно такое же время, длящееся пребывание с другой стороны - "ночь" данной инкарнации, и т. д.
В нашем случае отдельные ступени развития завершенной сферы подлежат тем же законам, как и подразделения отдельной ступени. Так повторяется (в большом цикле) на каждой ступени мистического развития тот же ряд отдельных моментов, как их образуют ступени медитации на соответствующей ступени развития. Если медитация, как таковая, показывает четыре ступени: накладывание стрелы и нацеливание (тратака), натягивание лука (САМБХАВИ МУДРА), спуск стрелы (КХЕЧАРИ МУДРА) и ожидание попадания или созерцание цели (ЛАКШЬЯМ ВИДХИ),- то и упражнения четырех ступеней развития от ученика до Учителя в основе своей идентичны с означенными выше ступенями.
То же самое и с видениями: видения соответствующей медитации наступают в том же порядке, как они развивались в отдельности через относящиеся к ним упражнения в медитации. Хотя смотря по обстоятельствам перевешивает главная тенденция господствующего момента, все же основное соотношение всегда остается тем же. Это важное обстоятельство позволяет нам с математической уверенностью вывести основной характер соответствующей (значит, четвертой, ступени Учителя) из общего характера относящихся к ней ступени медитации. Это соответствие может быть установлено следующим образом: 1. Первая ступень медитации - грубо-материальная, и ее видения - это "необыкновенные вещи". Мистик первой ступени также занимается погружением в грубо-материальные объекты (СТХУЛА ДХИАНА), и результат его созерцания (САМАДХИ) называется "созерцание сомнением" (САВИТАРКА), т. к. он не может индентифицировать объект, который является в видениях. Если же он может индентифицировать объект, то его смотрение называется "без сомнения"(НИРВИТАРКА).
2. Вторая ступень медитации - концентрация (САМБХАВИ - МУДРА), сопровождается непрерывным дыханием. Ее видения - это "ответы на задуманное" (ПРАТИДЖАНАНА) и они также смотрятся с "раздумьем" (САВИЧАРА), так как нельзя еще установить относятся ли эти видения к прошлому, настоящему или будущему и чем они вызваны: своими или чужими мыслями. Но, когда с этим "раздумьем" кончено, как это показывает проверка после этих упражнений, то это смотрение называется тогда "без раздумья" (НИРВИЧАРА), т. к. оно, как мы уже видели, проникает через все препятствия пространства и времени,- "так как оно и относится", как подчеркивает Патанджали (Йога Сутра 1 , 49), "вследствие ему присущего своеобразия, к другой области, чем свидетельство или умозаключение". И все же, хотя она не "последняя", полная истины ступень, она содержит в себе истину - или из прошлого, или из

 

 


2014 - 2024  ©WEB-ASTRAL